Рынок рассрочки в РФ вырос более чем в десять раз за год, — данные привел «Коммерсант», изучив использование россиянами сервисов BNPL (buy now, pay later). Для оформления такой рассрочки не нужны никакие документы, продукт небансковский. Однако новым растущим рынком заинтересовались в Центробанке.
За 2022 г. ежемесячный объем покупок, совершенных гражданами с помощью BNPL-сервиса «Долями» (принадлежит группе «Тинькофф»), увеличился в десять раз. С начала работы сервиса весной 2021 г. клиенты потратили через него больше 10 млрд руб. Другие участника рынка BNPL сообщают об оборотах до нескольких десятков миллиардов за год и также отмечают кратное увеличение пользователей по сравнению с 2021 г.
Рассрочка BNPL позволяет вносить оплату за приобретенный товар частями в течение двух месяцев. Сервис представлен примерно у десятка банков и онлайн-платформ, среди них Альфа Банк, Сбер, Ozon, Lamoda и Яндекс. В Сбере объяснили активный рост рынка в 2022 г. тем, что появлялись новые участники и продукты, происходила настройка технологий.
В Банке России заявили о намерении законодательно урегулировать сервис, набирающий популярность. В регуляторе обеспокоены тем, что пользователи не имеют прав как заемщики, не знают о размере переплаты, штрафах за просрочку платежей, не имеют кредитного договора. В ЦБ хотят приблизить BNPL к потребкредитованию: узаконить право заемщика досрочно погасить долг, ввести «период охлаждения» для возможности отказаться от услуги, обязать провайдеров сервиса информировать граждан о полной стоимости услуг и возможных штрафах.
Комментарии
0