В первом полугодии россияне направили в Роспотребнадзор 6 тыс. жалоб, 4 тыс. из них — на банки. Доля жалоб на банки составила 66% от общего числа. В ведомстве рассказали, какие права граждан чаще всего нарушают кредитные организации.
Банки часто нарушают четыре основных права заемщика при кредитовании:
-
право на свободный выбор;
-
право на безопасность услуги;
-
право на необходимую достоверную информацию;
-
право на качество обслуживания.
Банки навязывают допуслуги, не обеспечивают защиту персональных данных, отказывают в обслуживании. Распространены и случаи, когда банки не выдают документы в срок, вводят заемщиков в заблуждение.
Юристы и экономисты посоветовали внимательно читать кредитный договор перед подписанием. Заемщик вправе запросить документы на дом для подробного ознакомления. Только 20% заемщиков читают договор перед подписанием при том, что только каждый десятый сотрудник банка подробно рассказывает условия. Основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский рекомендовал задавать вопросы менеджерам и оспаривать пункты договора, которые кажутся неуместными.
О случаях, когда банки вводят клиентов в заблуждение, рассказали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Напомним, ипотечные заемщики пожаловались на Сбер за принуждение к покупке услуги для снижения процентной ставки.
При кредитовании действует «период охлаждения», когда заемщик может отказаться от услуг по займу. В 2023 г. его продлили с 14 до 30 дней. При покупке ненужной услуги или страховки от нее можно отказаться и вернуть деньги в течение месяца.
Комментарии
1Банки оборзели. При оформлении вклада или накопительного счета спрашивают о наличии мобильного приложения в сот. телефоне. Если нет предлагают завести а потом все документы проводят онлайн,а на руки ничего не дают.Разве это законно? Хочу об этом поставить в известность Роспотребнадзор и Прокуратуру.Надо положить этому конец. А если человек умер и телефон пропал,что делать родственникам.