Верховный суд встал на сторону держателей кредитных карт: новые комиссии теперь под запретом. Банк не вправе менять условия в одностороннем порядке, даже если указал такую возможность в договоре. Рассказываем, что это значит для вас и как отстоять свои права.
Верховный суд против банковских комиссий
О том, как пользоваться кредиткой, чтобы не уйти в минус, читайте здесь.
Первые три инстанции не удовлетворили жалобу, но ВС РФ с ними не согласился. В постановлении зафиксировали: банк не вправе вводить сборы, если их не было в договоре. То есть фактически Верховный Суд запретил новые комиссии.
По мнению органа, ни один закон не разрешает банкам менять кредитный договор без согласия клиента, даже если такое условие прописано в исходном соглашении. Это касается новых платежей с любыми формулировками и названиями.
Что это дает держателям кредиток
Раньше банки вводили новые комиссии без согласия клиентов. Например, вы бесплатно снимали деньги с кредитки, а через пару недель за каждую операцию компания начинала списывать комиссию.
Теперь банки вводят комиссии только с согласия клиента. Если компания сделает комиссию задним числом, у клиента есть весомые аргументы для судебного разбирательства. Это защитит от неожиданных трат и поможет не выходить за рамки бюджета.
Взаимодействие с банком стало прозрачнее. Вы точно знаете, какие комиссии действуют и за что — никаких неприятных сюрпризов.
Какие комиссии теперь запрещены
При этом остались ситуации, когда допустимо изменение условий после заключения соглашения. Например, если договор заранее предусматривает, что ставка по использованному лимиту вырастет после окончания льготного периода. Или за подключения дополнительных услуг — страховки, расширенного кэшбэка или бонусной программы.
Банку разрешено устанавливать дополнительную плату в подобных ситуациях, потому что они не относятся к старым условиям.
Если не хватает денег, а банки отклоняют заявки на быстрый заем без кредитной истории, обратитесь в МБК. Мы подберем продукт с оптимальными условиями, даже если вы никогда не пользовались кредитами и другими банковскими продуктами.
Что делать, если банк ввел комиссию
Если организация ввела новые комиссии в одностороннем порядке, обратитесь в контролирующие инстанции, чтобы отстоять свои права.
1. Напишите в банк. Зайдите в интернет-банк, мобильное приложение или обратитесь в отделение. Составьте заявление: укажите, за что списали деньги, и почему вы с этим не согласны.
Сошлитесь на решение ВС РФ от 02.05.2025. Суд запретил банкам менять тарифы без согласия клиента. Попросите вернуть деньги, если комиссию уже списали.
2. Пожалуйтесь в надзорные органы. Если банк отказал вернуть деньги, подайте жалобы:
-
в Роспотребнадзор — за нарушение прав потребителя;
-
в ЦБ РФ — за нарушение банковских правил.
Жалобы принимают онлайн, отвечают в течение 15 рабочих дней. Проверяющие заставят банк пересмотреть условия и вернуть деньги.
3. Подайте заявление в суд. Если надзорные органы не помогли, идите в суд. В иске укажите: банк списал комиссию, которой не было в тарифах. Сошлитесь на решение ВС РФ. Чтобы повысить шансы на успех, составьте заявление с юристом.
И хотя в России беспрецедентное право (суды и организации не обязаны безоговорочно придерживаться решений ВС РФ), инстанции все равно смотрят практику Верховного Суда и учитывают ее при принятии решений.
Читайте также: «Как правильно выбрать льготный
период по кредитной карте?».
Советы держателям кредитных карт
Чтобы не попасть на удочку «новых комиссий»:
1. Сфотографируйте тарифы или сделайте скриншот страницы с комиссиями, когда оформляете карту. Это станет доказательством вашей правоты, если банк изменит условия договора, а вы захотите обратиться в суд.
2. Следите за операциями в интернет-банке. Иногда компания регулярно списывает по 50 или 100 ₽. Кажется, мелочь, но за год набегает до 10 000 ₽. Чем раньше заметите утечку, тем проще вернуть деньги.
3. Если банк сообщил о корректировке тарифов, уточните, что именно меняют. Попросите прислать подробности в личный кабинет или на почту. Изучите информацию и проверьте, не нарушены ли ваши права.
4. Пользуйтесь картами с простыми условиями, чтобы были понятные правила снятия наличных, не было мудреных комиссий и кэшбэка. Если что-то не поняли, сразу уточните у менеджера при оформлении.
Комментарии
0Оцените материал
Ваша оценка помогает
улучшать материалы